Хуго Юнкерс- «Летающий человек» из г. Дессау

12 декабря 2018 года

Хуго Юнкерс (1859- 1935 гг.)- знаменитый немецкий авиаконструктор и промышленник, основавший в 1895 году в городе Дессау завод газовой аппаратуры, на базе которого в 1917 году была создана фирма «Юнкерс».

С 1910 года Хуго Юнкерс серьёзно увлёкся авиацией, и уже в 1915- 1916 гг. выпускает первые в мире цельнометаллические самолёты вместо деревянных конструкций, обтянутых полотном.

«Жестяной осёл»- первый в мире, цельнометаллический самолёт завода Х. Юнкерса.

В период Первой мировой войны выпускает более двухсот самолётов. В 1919 году совместно с О. Ройтером создаёт первый цельно-дюралевый пассажирский самолёт.

К 1924 году Х. Юнкерс разрабатывает модель G 23- самого большого пассажирского самолёта своего времени - («Тётушка Ю»)- на крыше которого могло разместиться 60 сотрудников фирмы.

      В дальнейшем фирма «Юнкерс» строит спортивные и транспортные самолёты, которые устанавливают целый ряд мировых рекордов по продолжительности, дальности и высоте полётов и имеют большой коммерческий успех. Юнкерс закладывает авиационные заводы в СССР, Турции и Швеции, выстраивает разветвлённую европейскую авиасеть, дотягивая её до Персии. Для её обслуживания создаётся авиакомпания, которая позднее превращается во всемирно известную «Люфтганзу» (Lufthansa).

 К концу 1930-х годов компания являлась крупнейшей в Германии и осуществляла разработку и строительство многих конструкций, внесших существенный вклад в историю мировой авиации.

Но перед тем, как дать дать людям крылья, Хуго Юнкерс подарил им горячую воду ,  автоматически льющуюся в любой момент из-под крана.  Он придумал газовый нагреватель- газовую колонку и централизованное газовое отопление домов, которыми весь мир пользуется до сих пор.

  Но никто сначала не хотел покупать его патент, поэтому Юнкерсу пришлось открыть свой завод в Дессау для производства газового оборудования и самому продавать его. Население скептически отнеслось к новшеству. Особенно людей пугали модели, которые вешались на стены. Привыкшие к массивным чугунным котлам, потенциальные покупатели боялись, что изделия Юнкерса могут сорваться со стены. Окончательное недоверие удалось развеять, только посадив на такой настенный нагреватель…молодого человека. Реклама с этой фотографией сделала своё дело. Стотысячный газовый нагреватель, собранный на основе его открытия в области теплообмена, покинул фабрику в 1912 году. Предприятие было настолько успешным, что на вырученные деньги Хуго Юнкерс построил рядом авиационный завод, целиком отдавшись своему новому увлечению- авиации. В  результате мирового финансового кризиса Юнкерс продаёт свою фабрику газовых приборов в 1932 году компании Robert Bosch GmbH, которая и выпускает их до сих пор.

      К 1911 году профессор Ахенского университета  Хуго Юнкерс уже был обладателем самого большого количества патентов( а их было более шестисот) в Германии в самых разных областях науки и техники. Ниже приводятся образцы его патентов.

Ещё одна малоизвестная страница жизни легендарного изобретателя связана с СССР. В 1922 году советское правительство заключает с фабрикой Юнкерса соглашение о поставке самолётов и постройке авиационного завода. Оно предусматривало производство цельнометаллических самолётов, моторов, обучение советских специалистов, поставки дюралюминия из Германии, которого не было в СССР и организацию транзитного сообщения Швеция-Персия. К началу 1925 года на бывшем заводе Руссо- Балт в Филях под Москвой работало уже более 1000 человек.

Тем не менее, завод не оправдал надежд советского руководства на роль флагмана отечественного самолётостроения. Дюралюминий не был поставлен, производство моторов организовано не было, специалистов не обучали. Большую часть денег Юнкер потратил на развитие своих заводов в Дессау и на организацию новых коммерческих авиалиний. Хуго Юнкерс опасался потери монополии на производство металлических самолётов, которое позволяло ему диктовать цены. В результате контракт был расторгнут, всё имущество завода, включая чертежи, перешло в собственность СССР, но советское правительство выплатило предпринимателю компенсацию в размере 3 миллионов рублей золотом. За три года, вместо серийного производства, было поставлено на вооружение ВВС РККА 170 самолётов под обозначением Ju-20 и Ju-21.

Примерно в это же время разработки Юнкерса поступили на вооружение   в Японии и Китае.

   В нашей стране, к сожалению, мало людей знают об этой странице отечественного авиастроения, о том, что даже легендарный лётчик Валерий Чкалов начинал летать на самолётах Юнкерс. Зато практически у всех фамилия Юнкерс связывается с кошмарными бомбардировками советских городов в годы Великой Отечественной Войны. Хотелось бы исправить это историческое недоразумение. В 1933 году нацисты в Германии, придя к власти, предложили Хуго Юнкерсу продать свои патенты и акции завода. За отказ отдать свою собственность в их руки, Юнкерс был выслан из Дессау и посажен под домашний арест с запретом заниматься авиацией. С 1933 по 1935 год гениальный конструктор вдали от своих заводов разрабатывал модульные металлические дома для самых разных климатических зон. В 1935 году он умирает и всё его производство полностью переходит под контроль «третьего рейха». На заводах в Дессау начинают строить бомбардировщики и истребители (Ju-87, Ju - 88, Ju - 89), которые во время Второй мировой войны наводили ужас на всю Европу.

Но Хуго Юнкерс был к этому не причастен, хотя геббельсовская пропаганда и использовала его имя и «дух Юнкерса» как символ стремления к максимальной надёжности и качеству. Позже наступила расплата. Британская авиация в 1945 почти полностью стёрла город Дессау с лица земли. Оставшаяся часть оборудования и персонала в 1946 году была перевезена в Советский Союз. Одно из уцелевших заводских зданий сейчас занимает Технический музей, посвящённый гениальному изобретателю и выдающемуся промышленнику Х. Юнкерсу, один из секретов успеха которого заключался в способности применять на практике результаты своих исследований. Позже Юнкерс проявил ещё и небывалые таланты в области рекламы и маркетинга.

Фирменной эмблемой Хуго Юнкерса, сына богатого текстильного фабриканта, ставшего против воли отца учёным и конструктором, стал «Летающий человек». Это символическое изображение Икара, выполненное в экспрессивном стиле, было зримым воплощением идеи технического прогресса и до сих пор считается одним из лучших товарных знаков в истории.

 Модели газовых печей представлены в экспозиции Московского Музея Утюга в Измайлово.